11:43 Сценарий урока семьи и семейных ценностей в начальной школе | |
Нравственная проблематика урока исключает монолог, открывает путь самостоятельного личностного самоопределения старшеклассников. Методы, используемые на уроке, создают пространство для апробации собственной модели поведения и ее оценки. Все это является важнейшим источником саморазвития личности. Свобода – ценность или груз? Пусть каждый сам решит сегодня, Куда стремлюсь, чего страшусь? Смогу ли быть ее достойным? Где мне найти ключи от двери, Той, что к свободе приведет? В поводырей уже не верю, Свободу каждый сам найдет. Цели урока: Образовательные: создать условия для усвоения учащимися системы теоретических знаний по теме, привлекая их собственный социальный опыт, направляя их на самостоятельное определение ценности этого явления для отдельного индивида и для общества, путей достижения абсолютной свободы и отношение к ней; способствовать пониманию связи между свободой и ответственностью, свободой и самоограничением как важнейших условий достижения свободы. Развивающие: формировать основы базовых социальных компетенций: сотрудничество, коммуникация, самостоятельный поиск информации и ее оценка на основе развития умений спорить, аргументировано доказывать свою точку зрения, оценивать свои собственные социальные возможности для выработки собственной модели социального поведения, способствующей успешной адаптации в социуме. Воспитательные: моделировать ситуации, в которых происходит осмысление значимости решаемых проблем для собственного личностного роста, формируются ценностные отношения ученика к окружающему миру и к людям; создавать условия для введения этих ценностей в индивидуальную модель поведения и формирования социально зрелой личности. Организация учебного процесса: Исследование проблем, связанных с пониманием смысла категории «свобода», ее ценности и путей достижения Методы и формы деятельности учащихся: проблемно-поисковая, дискуссионная и рефлексивная деятельность. Методы и формы работы учителя: совместная с учениками деятельность в области целеполагания, планирования, анализа; участие в дискуссии. Урок состоит из нескольких блоков – этапов, в ходе прохождения которых ученики решают задачи индивидуально, в группах, подводя итоги в форме обсуждения, оценивая работу на каждом этапе. Оборудование: доска, на которой в начале урока написаны слова Тема? Что знаю? Почему изучаю? Что узнал? Подводя итог урока, учитель предлагает дополнить информацию, появившуюся на доске после решения задач вводного блока. Данные опроса: Я не свободен – 6 Я свободен в выборе друзей, развлечений, манеры одеваться и т.д. – 9 Я не свободен, т.к. меня содержат родители – 12 Я свободен в суждениях – 2 На столах: задания для самостоятельной индивидуальной работы (рабочий лист № 3) задания для групповой работы № 1 (рабочий лист № 2) и № 2 (рабочий лист № 3) схемы и рисунки (рабочий лист № 4) ХОД УРОКА Вводное слово учителя. Сегодня на уроке нам предстоит рассмотреть проблемы морально этические, философские, правовые. Все они связаны с категорией вам хорошо известной и актуальной для человека во все времена. Ее содержание, смысл вызывали споры, а значение оценивалось по шкале важнейших человеческих идеалов. Анкета, проведенная на предыдущем уроке, убеждает нас в том, что и для всех присутствующих эта тема важна и востребована. Блок I. Вводный: знакомство с понятием, актуализация, формулировка задач Цель: дать возможность учащимся определить важность темы и те аспекты, которые лично им интересны.Учитель.1. Определите тему. 2. Проанализируйте данные опроса, попробуйте объяснить, почему в классе столь разные мнения. 3. Что важно понять, чтобы осознать, свободен ли ты? Ученики.Работа с заданием №1 (рабочий лист № 1) Работа с заданием № 2 (рабочий лист № 4) В ходе обсуждения ученики приходят к выводу о том, что понимание свободы субъективно и требует осмысления не только с позиции отдельного индивида, но и общефилософской трактовки. Беседа и определение задач, которые записываются на доске: Что такое «свобода»? Есть ли ограничители свободы? Можно ли стать абсолютно свободным? Комментарий к блоку № 1: на этом этапе урока учащиеся, работая индивидуально, определяют основные задачи, которые им предстоит решить. Поле мотивации расширяется, так как высок познавательный интерес к решению важнейших для каждого мировоззренческих проблем, тем более они самостоятельно определяют объем задач. В итоге, отвечая на вопросы учителя, они, как правило, единодушны в формулировке вопросов, которые учитель записывает на доске. Блок II. Многообразие понятий Цель: определить Различные аспекты трактовки понятия, способствовать осмыслению общих черт в ее толковании: категория определяется в отношениях с внешними обстоятельствами..Учитель предлагает обсудить в группах отрывки из текстов документов и определить, в каком контексте упоминается термин «свобода» Группа работает с заданиями рабочего листа № 2, затем в совместном обсуждении решают проблему: Что объединяет различные уровни понятия? Комментарий к блоку № 2: в ходе групповой работы ребята знакомятся с многообразными трактовками понятия «свобода», а затем решают проблему, поставленную учителем: «Что общего в разнообразных проявлениях свободы?» Учащиеся уже могут объяснить, что свобода определяется собственным, независимым от внешних обстоятельств выбором. Блок III. Пространство свободы Цель: способствовать осознанию учащимися понимания внутреннего и внешнего пространства свободы, внутренних и внешних ограничителей, в ходе работы учащиеся осознают ответственность каждого за выбор модели поведения в отношениях с окружающим миром.Учитель предлагает посмотреть на рисунок № 2 (рабочий лист № 4) и предлагает подумать над вопросом: Кто одевает на человека цепи, превращая его в раба? Можно ли быть свободным, если у тебя закованы руки? Когда мы превращаемся в рабов, даже если на наших руках отсутствуют оковы? Отвечая на вопросы и размышляя, ученики приходят к выводам о различных пространствах свободы. Индивидуально работают с заданиями 2 и 3 рабочего листа № 1. С помощью схем рабочего листа № 4 приходят к выводу, что у свободы есть ограничители и самым опасным для личности является рабство внутреннее. Комментарий к блоку № 3: рассматривая рисунки, ребята понимают, что цепи раба могут быть одеты не только извне, но и самим человеком. Отвечая на вопросы учителя, осознают, что внутренняя свобода не зависит от внешних обстоятельств и является результатом нравственной работы личности. Разнообразит учебную деятельность выполнение задания 3 (р.л. № 1) Подбирая комментарии к схемам задания 3 (р.л. № 4), учащиеся образно представляют пространство внешней и внутренней свободы. Блок IV. Абсолютная свобода Цель: осознание опасности стремления к абсолютной свободе, которая превращает человека в раба своих желаний и разрушает его связь с обществом. |
|
|
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка обязательна.