Воскресенье, 05.05.2024, 09:37
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Октябрь » 24 » Сценарий урока на тему понятие добро в нравственных исканиях человечества
11:41
Сценарий урока на тему понятие добро в нравственных исканиях человечества
загрузка...
Тема урока: Добро и зло

(фрагмент урока, демонстрирующий использование игровых приемов обучения, включение в урок элементов дискуссии)

 РАЗМЫШЛЯЕМ

Учитель: В сказках все просто: этот герой – добрый, а этот злой. А в жизни все не так. Многих ли твоих знакомых можно назвать однозначно: добрый, злой…? А что ты скажешь про себя?

^ Ответы детей.

Учитель: А как понять слова из знакомой нам всем песенки:

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста

^ Ответы детей.

 ОБСУЖДАЕМ

Учитель:

- Какие поступки легче совершать: добрые или злые?

Ответы детей.

- Это только кажется, что стихи А. Барто про кого-то незнакомого:

Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду.

Я живу с ней очень дружно,

Очень я ее люблю.

А когда мне будет нужно,

Я и сам ее побью!

О ком же стихи? Ваше мнение?

Ответы детей.

- В жизни добрыми и злыми бывают люди или их поступки?

Ответы детей.

 ^ ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ

Нарисуй условное изображение лица человека, а рядом по очереди с друзьями, родителями запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку.

Подумай, что в лице человека говорит о его доброте.

Например: заботливый, внимательный….

Рассмотри рисунок. Кого из этих литературных героев пригласит на день рождения кот Леопольд, а кого – Кощей Бессмертный?

(на рисунке – доктор Айболит, Баба Яга, Змей Горыныч, крокодил Гена, старуха Шапокляк, Страшила и др.)

ИГРАЕМ

Игра «Угадай героя».

Водящий задумывает известного литературного героя, которого можно назвать добрым или злым. Рассказывает о нем, не называя имени, по плану:

- Где живет

- Как выглядит

- Какие дела совершает

По окончании рассказа все должны угадать задуманного сказочного героя.

Игра «Угадай героя» (другой вариант).

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся все вместе загадывают одного героя и придумывают 5 вопросов, по которым водящий должен догадаться, кто он такой.

Например, вы задумали Герду из «Снежной королевы» Андерсена. Возможные вопросы:

Ты очень скучала по дому?

Действительно ли так холодно в Лапландии?

На чём лучше ездить: в золочёной карете или на северном олене?

Какого цвета розы вы выращивали с братом?

Сколько горячих слезинок потребовалось, чтобы растопить сердце брата?

 ^ СОВЕТ от взрослого

 Хочешь сам стать добрым? Это непросто.

- В понедельник надо три раза повторить стихотворение А. Барто (чтобы выработать противоядие на зло)

- Во вторник прочитать рассказ В. Драгунского «Друг детства».

- В среду никого не обижать ни словом, ни поступком.

- В четверг совершить добрый поступок.

 Если ты злишься, то начать делать уборку или пускать мыльные пузыри, (абсолютно серьезно!)

^ Урок 7. Добродетель и порок

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

^ Основные термины и понятия: Добро, зло, добродетель, порок.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:

Кому из членов семьи ты рассказывал о добре и зле как этических категориях? Согласились ли они с тобой? Всё ли им было понятно в твоем рассказе?

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся с примерами добрых и злых поступков.

3. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, чем понятие добродетели отличается от понятия добра? Известно ли вам понятие порока? Как вы думаете, что это такое?

Чтение статьи из пособия для учащихся ( с подчеркиванием самых важных мест).

Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия два определения добродетели, подчеркнуть их.

Беседа с учащимися по вопросам:

Всё ли тебе понятно в определении добродетели?

Какие качества личности необходимы добродетельному человеку?

Как ты понял, что такое порочность? Приведи примеры порочных и добродетельных поступков.

8.Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям, что такое добродетель и порок. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

^ Урок 8. Добродетель и порок

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

^ Основные термины и понятия: Добродетель, порок, чувство собственного достоинства

Ход урока:

Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания Возможные вопросы к учащимся:

Кому ты рассказывал о добродетели и пороке?

Поняли ли тебя твои собеседники? Согласились ли с тобой?

Какие твои вопросы вызвали у них затруднения? Как ты думаешь, почему? Как ты помог ответить на трудные вопросы?

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: прочитайте в пособии, что вам предстоит сегодня узнать.

Беседа с учащимися по вопросам:

Назовите несколько поступков, которые можно было бы назвать добродетельными или порочными.

Как вы считаете, можно ли считать добродетелью мужество? А какой поступок можно назвать мужественным? Приведите примеры. Как вы думаете, боятся ли мужественные люди?

Чтение статьи из пособия для учащихся.

Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

Самостоятельная работа учащихся. Задание: найти в тексте пособия слова с противоположными значениями, выписать две-три пары.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

9.Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами добродетельных и порочных поступков.

Урок 9. Свобода и моральный выбор человека

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа

^ Основные термины и понятия: Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Ход урока:

Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

Словарный диктант по содержанию 3 – 8 уроков.

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Прочитайте в пособии для учащихся, что вам предстоит сегодня узнать.

Чтение статьи из пособия для учащихся.

Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что предполагает свободный выбор.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Задание на дом: Подготовь рассказ с примерами поступков, предполагающих свободный выбор человека.( или подбери примеры из произведений, прочитанных на уроках чтения).

^ Урок 10. Свобода и ответственность

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности.

^ Ход урока:

Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Возможные вопросы учащимся:

Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

Беседа с учащимися по вопросам:

Как вы считаете, что значит быть ответственным человеком?

За что может и должен отвечать человек?

Как понятие ответственности связано с темой предыдущего урока?

Чтение статьи из пособия для учащихся.

Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Задание на дом: Подбери пример из литературы, в котором бы описывалось ответственное поведение человека.

^ Урок 11. Моральный долг

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Основные термины и понятия: Моральный долг. Моральная обязанность.

Ход урока:

Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Как вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой урока сегодняшнего? Прочитайте в пособии для учащихся, что вам предстоит сегодня узнать.

Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте предложение со словом долг. (или по группам придумайте сюжет короткой истории, в котором обязательно присутствует слово долг)

Обсуждение результатов самостоятельной работы. Возможные вопросы: Какие предложения вы составили? В каком значении в них употребляется слово долгупотребляется слово долг? (или задание группам: расскажите, какие сюжеты вы придумали). Обратитесь к толковому словарю, выпишите оттуда значение слова долг. Совпадет ли ваше понимание значения этого слова с тем, что написано в словаре?

Чтение статьи из пособия для учащихся.

Беседа с учащимися по вопросам. Возможные вопросы:

Что в тексте статьи из пособия для учащихся показалось вам самым важным?

Как вы поняли, что такое долг, моральный долг?

Что нового для себя вы узнали?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Задание на дом: Подбери две-три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объясни, как ты понимаешь значение этих пословиц.

^ Урок 12. Справедливость

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа

Основные термины и понятия: Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

^ Ход урока:

Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам:

Какие пословицы вы подобрали? Почему именно эти? Как вы понимаете значение этих пословиц?

На доске записываются все пословицы, которые выбраны учащимися.

Работа учащихся с понятием справедливость. Задание:Как вы думаете, от какого слова произошло это понятие? Как вы понимаете, что такое справедливость?

Запись в тетрадях темы урока. Обсуждение темы урока: как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня уроке?

Чтение статьи из пособия для учащихся.

Самостоятельная работа учащихся. Задание: составьте план статьи из пособия для учащихся.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Беседа с учащимися по вопросам. Возможные вопросы:

Что в тексте статьи из пособия для учащихся показалось вам самым важным?

Получили ли вы ответы на вопросы, заданные в начале урока?

Как вы поняли, что такое справедливость?

Назовите признаки, по которым можно судить о справедливости.

Согласен ли ты с теми моральными правилами, которые названы в пособии? Почему?

Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ.

9. Самостоятельная работа учащихся по группам. Каждая группа получает текст русской народной сказки (или сказки одного из народов России) (по выбору учителя). Задание: Определите, можно ли финал сказки назвать справедливым? Почему?

10. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

11.Задание на дом: Придумай небольшой рассказ о справедливом человеке и несправедливом ( или вспомни историю из жизни или литературы) . Дай оценку их поступкам.

^ Урок 13 Альтруизм и эгоизм

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

^ Основные термины и понятия: Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм

Ход урока:

Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся.

Запись в тетрадях темы урока. Обсуждение темы урока: как вы думаете, что означают слова альтруизм и эгоизм? Какое из этих слов вам знакомо, а какое нет? Как вы думаете, это слова близкие по значению или противоположные?

Работа с толковым словарем. Задание: прочитайте в словаре значение слов альтруизм и эгоизм.

Чтение статьи из пособия для учащихся.

Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать из пособия для учащихся определения эгоизма и альтруизма, сопоставить их с теми, которые даны в словаре. Какие определения вам понятнее?

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, что такое эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

^ Урок 14. Дружба

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

^ Основные термины и понятия: Добродетельные отношения. Дружба.

Ход урока:

Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам: Кому из членов семьи ты рассказывал об эгоизме и альтруизме? Что особенно заинтересовало, какие твои вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?

3. Работа с понятием дружба. Задание: разберите по составу слово дружба. От какого слова оно произошло? Что обозначает это слово? Определите значение слова, воспользовавшись толковым словарём.

4. Чтение статьи из пособия для учащихся.

Самостоятельная работа учащихся. Задание: составить план статьи из пособия для учащихся.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

Примерный план рассказа:

Как я понимаю слово дружба.

Кто такой мой друг.

Почему я дружу с этим человеком.

Что дает мне дружба.

Задание на дом: Напишите небольшой рассказ о своем друге, пользуясь составленным планом. Обсудите его с родителями.

^ Урок 15 Что значит быть моральным

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.

^ Основные термины и понятия: Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Прослушивание рассказов учеников и их обсуждение.

3. Словарный диктант по материалам 9-15 уроков.

4. Самостоятельная работа учащихся. Задание: Письменно продолжите предложение: «Быть моральным – это значит…». Поделитесь результатами с соседом по парте. Обсудите в парах, как вы понимает, что значит быть моральным.

5. Беседа с учащимися по вопросам:

Как вы понимаете, что значит быть моральным?

Может ли светская этика дать ответы на все вопросы морали и нравственности? Почему?

Что нового для себя вы узнали из курса «Основы светской этики?»

6.Задание на дом: Начните вести дневник, в котором записывайте свои добрые дела и поступки.

Подготовьтесь к сочинению на одну из тем: «Россия – наша Родина», « Что такое добро и зло», «Человеческие добродетели и пороки», «Кто такой добродетельный человек», «Дружба в моей жизни», «Свобода и мораль» или др.

^ Урок 16 . Творческие работы учащихся

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.

Задание на дом: редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала.

Урок 17. Презентация творческих работ.

Средства наглядности: выставка творческих работ

Организация деятельности учащихся

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение. Взаимооценивание

Подведение итогов урока.

5 класс, первая четверть (17 часов)

Урок 18 Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества

^ Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

^ Средства наглядности: образец родового древа, родового герба.

Основные термины и понятия: Род. Семья. Фамилия. Родословная

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2. Актуализация знаний учащихся. Беседа с учащимися по вопросам:

Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики», вы можете назвать? Вспомните, о каких проблемах шла речь.

3.Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как эта тема связана с проблематикой курса основ светской этики?

4. Работа с понятиями род и семья. Беседа с учащимися по вопросам:

Как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово?

Что такое род? Существует ли сегодня понятие рода?

5.Выступление учителя. Знакомство с понятиями рода и семьи. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.

Примерный план выступления:

Понятия рода и семьи. Возникновение родов.

Нравственные отношения в роде.

Семья как основа моральных устоев человека.

6.Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

9.Самостоятельная работа учащихся. Задание: Объяснить происхождение слова семья.

10.Обсуждение результатов самостоятельной работы.

11.Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что вы можете рассказать о роде и семье членам семьи и друзьям?

Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?

12.Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

13. Рассматривание иллюстраций – родового древа и родового герба. Беседа с учащимися по вопросам:

Что должно включать в себя родовое древо? Почему для людей важно знать своих предков? Что может изображаться на родовых гербах? Почему все родовые гербы разные?

14.Задание на дом: Выполни задания из пособия для учащихся.

^ Урок 19 Нравственный поступок

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

^ Средства наглядности: иллюстрации в пособи для учащихся.

Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.

^ Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Выставка нарисованных учащимися родовых гербов и родовых древес. Обсуждение гербов. Возможные вопросы учащимся:

Как вы думаете, почему на родовом гербе вашего одноклассника изображено то или иное явление? О каких традициях семьи это говорит?

3.Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня уроке? Прочитайте в пособии для учащихся, о чем вы сегодня узнаете.

4.Работа с понятием нравственный. Разбор по составу слова нравственный.

5.Беседа с учащимися по вопросам:

Назовите слова, однокоренные слову нравственный. От какого слова произошло это понятие?

Как вы думаете, какой поступок человека можно назвать нравственным? А безнравственным?

6. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

8. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите из пособия для учащихся пять компонентов нравственного поступка.

9. Обсуждение результатов самостоятельной работы:

Прочитайте, какие компоненты вы выписали. Что вы поняли из прочитанного?

10.Самостоятельная работа учащихся. Работа с иллюстрациями из пособия для учащихся. Рассматривание иллюстраций и ответы на вопросы.

11.Беседа с учащимися. Поиск ответа на вопрос:

Как ты понимаешь утверждение «Не всякое действие – поступок»?

12.Задание на дом: Выберите поступок любимого героя какого-либо произведения. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным.

Вместе с родителями обсудите утверждение «Цель оправдывает средства». Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте свою точку зрения.

^ Урок 20. Золотое правило нравственности

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

^ Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся.

Основные термины и понятия: Золотое правило нравственности.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания. Честь. Достоинство.

3. Беседа с учащимися по вопросам:

Подберите существительные к прилагательному золотой. Что может быть золотым? Каково прямое и переносное значение этого слова?

4. Работа в группах. Задание: Ответить на вопрос: Как вы думаете, каким должно быть золотое правило нравственности? (речь идет не о формулировке правила, а о его характеристике). Ответы учащихся записываются на доске.

4. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

6. Самостоятельная работа учащихся. Задание: выпишите из пособия для учащихся золотое правило нравственности в положительной или отрицательной формулировке ( в той, которая вам ближе и понятнее).

7.Обсуждение результатов самостоятельной работы. Возможные вопросы: Сопоставьте то, что вы узнали, с теми предположениями относительно золотого правила нравственности, которые были у вас. В чем вы были близки к формулировке золотого правила нравственности? Согласны ли вы с ним?

8.Беседа с учащимися. Задание: Приведите примеры применения золотого правила нравственности.

9. Задание на дом: Вместе с родителями попытайтесь оценить поступки героев сказки или другого произведения с точки зрения золотого правила нравственности.

^ Вариант

Тема: Что значит быть нравственным? (Золотое правило нравственности)

(фрагмент урока, демонстрирующий мотивацию учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире)

 ОБСУЖДАЕМ

Учитель: Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.

^ Будда учит нас: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших».

^ Конфуций говорил: «только добро ведёт к счастью».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют «Законы Ману».

^ Смысл законов Ману: «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей по которым должны жить люди.

Чему же учат эти правила, что их объединяет?

^ Ответы детей.

Учитель: Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

Это и есть «золотое правило» нравственности, а следовательно, и этики.

Задание.

Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.

Например, «Я не буду обзываться, так как мне это бы не понравилось».

^ Ответы детей.

Домашнее задание.

Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

Мама__________________________________________________________;

Папа__________________________________________________________;

Брат/сестра)____________________________________________________;

Бабушка/дедушка______________________________________________;

^ Урок 21. Стыд, вина и извинение

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

^ Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся.

Основные термины и понятия: Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания. Рассказы учащихся (по желанию), их дополнение и обсуждение.

3. Работа с понятиями стыд, вина, извинение. Какие из этих слов однокоренные? Найдите в словаре определения этих понятий. Прочитайте их.

4.Беседа с учащимися по вопросам:

Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда? Какие поступки вызывают такое чувство? Какие поступки вызывают у вас чувство вины?

5. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

6.Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

7.Беседа с учащимися по вопросам:

Что такое стыд.

Что такое чувство вины?

Когда принято извиняться.

8.Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

9. Ответы на вопросы из пособия для учащихся.

10. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что вы можете рассказать о стыде, вине, раскаянии, извинении членам семьи и друзьям?

Что вам особенно запомнилось из прочитанного текста и сказанного на уроке?

12.Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о том, что ты узнал на уроке. Задай им вопросы из пособия, если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).

^ Урок 22. Честь и достоинство

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи

^ Основные термины и понятия: Честь. Достоинство. кодекс чести .

Ход урока:

Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам: Кому из членов семьи ты рассказывал о стыде и вине? Что особенно заинтересовало, какие твои вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?

Словарный диктант с элементами игры: кто больше вспомнит понятий, изученных на предыдущих уроках.

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

Работа с понятием кодекс чести. Сопоставление толкования значения слова кодекс в юриспруденции и этике.

Беседа с учащимися по вопросам:

Что такое честь? (запись в тетрадях определения из словаря).

Что такое достоинство? (запись в тетрадях определения из словаря).

Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Самостоятельная работа учащихся. Задание: выписать один пример из пособия для учащихся. Объяснить, почему выписал именно этот пример.

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

О чем вам хотелось бы рассказать дома?

На что вы обратите особое внимание в своем рассказе? Почему?

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Задание на дом: Подбери две-три пословицы, в которых бы говорилось о чети и достоинстве.

Урок 23. Совесть

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи

^ Основные термины и понятия: Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по группам. Задание группам: Прочитайте все пословицы, которые вы подобрали. Выберите две, которые считаете наиболее подходящими к теме. Объясните свой выбор.

Результаты работы групп записываются на доске.

4.Беседа с учащимися по вопросу: Попробуйте сформулировать, как вы понимаете разницу между понятиями стыд и совесть. Приведите примеры ситуаций, в которых вы ( или герои литературных произведений) испытывали стыд или вам ( им) было совестно.

5. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

7. Самостоятельная работа учащихся. Задание: составление плана статьи из пособия для учащихся.

8.Обсуждение результатов самостоятельной работы.

9.Беседа с учащимися по вопросам:

Что такое совесть?

Чем отличаются понятия «стыд» и «совесть»?

Какие компоненты имеет совесть?

10. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

11. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

О чем вам хотелось бы рассказать дома?

На что вы обратите особое внимание в своем рассказе? Почему?

12.Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

13.Задание на дом: Расскажи членам семьи и друзьям о совести, спроси, что нового они узнали, над чем задумались.

Урок 24. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

^ Основные термины и понятия: Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.

Средства наглядности: картина В.М. Васнецова «Три богатыря»

Ход урока:

Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания по вопросам: Кому из членов семьи ты рассказывал о стыде и вине? Что особенно заинтересовало, какие твои вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?

Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока?

Работа с иллюстративным материалом: Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря». Кто изображён на это картине? Что вы знаете о богатырях? Объясните, почему богатыри так одеты и вооружены. Чем они заняты в данный момент?

Беседа с учащимися по вопросам:

Какие подвиги русских богатырей вы могли бы назвать?

Чему служили русские богатыри?

Попробуйте сформулировать нравственный образец богатыря.

Что вы знаете о рыцарях?

Что общего между рыцарями и богатырями?

Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

Самостоятельная работа учащихся. Задание: составить несколько предложений о подвигах русских богатырей или рыцарей. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:

Что вам хотелось бы рассказать дома о сегодняшнем уроке?

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Задание на дом: Подготовь рассказ на тему «Нравственный образец богатыря».
Категория: Театрализованный сценарий 2016 | Просмотров: 2567 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка обязательна.