Четверг, 28.03.2024, 23:36
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2012 » Октябрь » 25 » Сценарий урока 1 сентября 2013
19:26
Сценарий урока 1 сентября 2013
загрузка...
Вот некоторые примеры состязаний рыцарей литературы.
Назови 12 опер и балетов на сюжеты произведений А.С. Пушкина.
(”Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Апеко”, “Руслан и Людмила”, “Дубровский”, “Русалка”, “Моцарт и Сальери”, “Золотой петушок”, “Борис Годунов”, “Медный всадник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Мазепа”).

Название какого романа русского писателя является наречием? (И.О. Тургенев “Накануне”).
Кто из русских писателей владел восемью иностранными языками? (А.С. Грибоедов)
Кто из писателей и к каким произведениям написал эпиграфы: “Береги честь смолоду” и “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”? (А.С. Пушкин. “Капитанская дочка”; Н.В. Гоголь. “Ревизор”).
Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие? Как называется произведение, написанное им? (И.А. Гончаров. “Фрегат “Паллада”).
Кто из русских писателей написал три крупных произведения, названия которых начинаются с буквы “О”? (И. А. Гончаров. “Обрыв”, “Обломов”, “Обыкновенная история”).
Рыцари русского языка могут состязаться в знании истории существительных.
Какова история существительных “глаз” и “око”? (Некогда слово “глаз” означало в русском языке камень-кругляк или шарик, а для обозначения самого глаза употреблялось слово “око”, сохранившееся и поныне).
Каково происхождение слова “баррикада”? (Баррикада — это заграждение при уличных боях из наваленных повозок, скамеек, бочек. От французского баррик — бочка и происходит баррикада).
Откуда пришло к нам слово “лошадь”? (До монголо-татарского нашествия такого слова в русском языке не было. Лошадь — это татарское “алаша”, в народной речи и сейчас есть слово “лоша”. Это заимствованное слово сначала применялось только к крестьянским рабочим лошадям, а ратных, военных называли по-старому — конями).
Каково происхождение слов “копейка” и “рубль”? (Название копейки происходит от слова “копье”. В старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное “рубль” исторически родственно глаголу “рубить”. В Древней Руси рубль представлял собой продолговатый серебряный слиток, равный половине старинной монеты — гривны. Часто при размене гривны ее рубили на две равные части — два рубля).
Уместна на таком рыцарском турнире и игра в синонимы ведущий называет слово, а обе команды стремятся, как можно больше привести синонимов слова.
Хорошо — неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, мирово, хоть куда, на большой (палец), классно.
Плохо — неудовлетворительно, неуд, два, двойка, пара, скверно, безобразно, погано, паршиво, гадко.
Плакать — рыдать, реветь, выть, скулить, хныкать, рюмить, обливаться слезами, вопить.
Смеяться — хохотать, заливаться, закатываться, покатываться.
Кушать — есть, уплетать, лопать, жрать, уписывать, уминать, наворачивать, поглощать, уничтожать.
Кричать — орать, горланить, горлопанить, надрываться, надсаживаться.
Говорить — болтать, разговаривать, лопотать, изъясняться, толковать, вещать.
Идти — топать, брести, проходить, ходить (о часах).
Или играть в омонимы — слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу: чья команда больше назовет примеров омонимов.
Ключ — родник, от дверей, скрипичный, для шифра;
рукав — от платья, реки, пожарный;
коса — из волос, для покоса, речная.
Чья команда последней назовет синоним или омоним, та и победила.
Но владеть языком — значит и быстро им вертеть. И тут определить победителя помогут скороговорки.
Сорока за строчкою строчкой строчит сорочатам сорочки.
У Кузи кузина Кузинина Зина.
Ерш, пескарь, осетр, севрюга рады повстречать друг друга.
Уж и ужи уже в луже.
Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Хорошо, если вести эти игры будут не учителя, а ребята в русских национальных костюмах, а еще лучше — скоморохи. В конце турнира они могут загадать старинные загадки из книги В. Даля “Пословицы русского народа”.
Полдуба сухого, полдуба сырого, а маковка золотая. (Времена года).
Пришел волк — весь народ умолк,
ясен сокол пришел — весь народ пошел. (Ночь и день).
Тох-торорох, рассыпался горох,
а как стало светать — нечего собирать. (Звезды на небе).
Сколько по ней ни иди, все будет бежать впереди. (Тень).
Шуба нова, на подоле — дыра. (Прорубь).
Желтый Демид весь день на солнышко глядит. (Подсолнух).
Детей знать не буду, чужим сбуду. (Кукушка).
Крикнул вол на сто сел, на тысячу городов. (Гром).
Тому, кто отгадал — скоморохи достают из корзины приз (лучше смешной, но необидный), ошибся — из другой корзины скоморохи достают штрафное задание, сопровождая его народными приговорками.
В другой раз лучше кумекай, а сейчас кукарекай.
Не сказал отгадку — теперь пляши вприсядку.
Отгадку скажешь потом, а сейчас помяукай котом.
А ты, дорогой, нам что-нибудь спой.
В другой раз загадку отгадай, а теперь собачкой полай.
Расскажи стихотворенье — будет тебе ума прибавленье.
Не печалься, что отгадку забыл, а хотим мы, чтоб ты зайчиком был.
Чтоб в другой раз глазами не хлопать, надо ножками громче потопать.
Рыцари географии проявят свои знания в этой науке.
В каком государстве протекает самая длинная река в Европе?
(В России р. Волга, ее протяженность 3530 км).
Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал).
В каком месте России за два-три часа можно пешком пройти от одного моря до другого? (На Перекопском перешейке от Черного до Азовского моря).
Какие два острова, расположенные в одном море, относятся к различным частям света?
(Крит и Кипр в Средиземном море, первый — к Европе, второй — к Азии).
Какой континент не имеет рек?
(Антарктида. Почти вся ее территория покрыта мощным ледниковым покровом).
Мы часто говорим: безбрежное море. А существует ли в действительности безбрежное море, то есть море, у которого нет берегов? (Саргассово море, расположенное в Атлантическом океане, почти сплошь покрыто водорослями, и его “берегами” являются воды Атлантического океана).
Назовите европейское государство, большая часть территории которого расположена на полуострове, а столица — на острове.
(Дания — находится на Ютландском полуострове, ее столица Копенгаген — на острове Зеландия).
Любознательные физики также могут ответить на вопросы.
Почему на велосипеде легко сохранять равновесие при езде и трудно, стоя на месте? (При езде велосипедист, поворачивая руль в сторону наклона, создает центробежную силу, направленную в противоположную сторону. Центробежная сила и выравнивает велосипед. Когда велосипед стоит на месте, эта сила не образуется).
Почему резиновый мяч подпрыгивает, если ударить его об пол?
(При ударе об пол воздух, находящийся внутри резинового мяча, сжимается. Стремясь расшириться и встречая препятствие снизу, он подбрасывает мяч вверх).
Почему собака высовывает язык, когда ей жарко? (Потовые железы у собаки находятся только на кончиках пальцев. Испарение слюны с поверхности рта и языка охлаждает в них кровь и понижает температуру тела животного).
Почему не тает снежная баба, если на нее надеть шубу? (Потому что шуба не дает тепла, она лишь сохраняет его).

Почему бывает солнечное затмение? (Солнечные затмения происходят во время новолуний, когда Луна проходит между Солнцем и Землей и частично или полностью закрывает Солнце от земного наблюдателя).
Рыцари математики решат интересные задачи.
Число 18 обладает любопытным свойством: сумма цифр его не меняется при умножении на числа: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Существуют ли еще двузначные числа, обладающие тем же свойством? (Да, это 45 и 90).
В семье трое детей: Юра, Толя и Коля. Разница в возрасте между отцом и матерью такая же, как между Юрой и Толей, а также между Толей и Колей. Если перемножить возраст Юры и Толи, то получится возраст отца, а если перемножить возраст Толи и Коли, то получится возраст матери. Всем членам семьи, вместе взятым, в сумме 90 лет. Сколько лет каждому из них?
(Папе и маме по 36 лет. Дети Юра, Толя и Коля — близнецы, им по 6 лет).
Я хожу в бассейн раз в три дня, Ваня — раз в четыре дня, а Коля — раз в пять дней. В прошлый понедельник мы все встретились в бассейне. Через сколько дней мы встретимся в бассейне снова, и какой это будет день недели? (Через 60 дней, в пятницу).
А вот вопросы для самых юных математиков.
Иван-царевич и его братья пускали стрелы. Три стрелы упали на царский двор, четыре — на боярский, восемь улетели в неизвестном направлении. Сколько стрел выпустили Иван-царевич и его братья? (15)
Крошечка-Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами — Одноглазкой, Двуглазкой и Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании? (8)
Фрекен Бок испекла вкусные плюшки и пошла смотреть передачу о привидениях. В кухню влетел Карлсон, съел 28 плюшек сам, а 6 отнес Малышу. Сколько плюшек недосчитается Фрекен Бок, когда вернется? (34)
Соловей-разбойник своим свистом повалил 10 берез, дубов на 3 меньше, а осин на 6 больше, чем дубов. Сколько всего деревьев погубил не любящий природу Соловей-разбойник? (30)
Узнав о дне рождении ослика Иа, Винни-Пух решил подарить ему несколько горшочков меда. Придя домой, он обнаружил, что у него есть 25 горшочков. Мед из 15 горшочков он тут же съел, а остальные захватил с собой. По дороге он съел мед еще из трех. Сколько горшочков с медом все-таки получил ослик Иа? (7)
А теперь игры, которые требуют не только знания математики, но и умения быстро бегать и прыгать.
Две команды выстроились вдоль стены. На груди у каждого участника — карточка с цифрой. Ведущий громко объявляет: “К 39 прибавить 15″. На мгновение все затихают, напряженно считают про себя, и вдруг по два участника от каждой команды стремглав бросаются к стульям, стоящим напротив. Каждая пара стремится поскорее сесть так, чтобы на их карточках можно было прочитать нужную сумму 54. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не займут стулья.
В игре участвуют две-три команды по 5—6 человек в каждой. Перед командами на стол кладут листки по числу играющих с арифметическими примерами (их сложность зависит от возраста играющих, но решаться они должны легко и быстро). Для всех команд примеры должны быть одинаковыми.
По сигналу ведущего к столу бегут по одному представителю от команды, каждый выбирает из стопки любой листок, решает пример письменно и кладет листок обратно. За ним бегут вторые играющие, потом третьи и т.д.

Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Играют две команды по 10 человек. Им раздают карточки с числами от 1 до 10. К карточкам привязаны шнурки. Каждый надевает свою карточку на грудь. Против каждой команды у стены ставят по два стула.
Ведущий называет какое-нибудь число — произведение двух чисел, например 56. Играющие, на груди которых табличка с множителями 7 и 8, выбегают, садятся на стулья. Очко засчитывается той команде, которая сделает это быстрее, не допустив ошибки. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Ведущий заранее подбирает числа, чтобы каждый участвовал в игре. Такие произведения, как 12 или 18, где множители могут быть разные (3 и 4,2 и 6,3 и 6,2 и 9) называть не следует.
10 — 12 человек выстраиваются лицом к зрителям в одну шеренгу. По сигналу ведущего они по очереди начинают счет: 1, 2 и т.д. до 30 (когда счет доходит до конца шеренги, его начинают снова, теперь уже справа). Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Играющий, который должен был назвать это число, подпрыгивает. Счет ведется так: один, два, прыжок, четыре, пять, прыжок, семь, восемь, прыжок и т.д. Кто ошибется, назовет запрещенное число или подпрыгнет не вовремя, выбывает из игры, и счет начинается сначала.
Две команды по 10 человек выстраиваются шеренгами лицом к зрителям. У ведущего два разных по цвету комплекта карточек с числами от 1 до 10. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки и по одной прикалывает на спину каждому из играющих. Никто не должен знать, какое число на ней написано. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки должны перестроиться так, чтобы на их карточках цифры были расположены по порядку. Команда, выполнившая это задание быстрее и без ошибок, выигрывает.
В игре участвуют две команды по 5 человек. У каждого на груди табличка с каким-нибудь двузначным числом. Таблички команд различаются лишь по цвету. В 5—6 шагах перед каждой командой ставят по стулу. Руководитель предлагает какой-либо пример в два или три действия. Допустим, 36 разделить на 4 и умножить на 5. Каждый из участников в уме подсчитывает результат. Тот, у кого оказывается соответствующее число (в данном случае 45), бежит к стулу и садится. Примеры должны составляться заранее. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше.
Если запомнить на слух примеры окажется трудным, можно написать их на табличках и показывать командам.
В игре участвуют 3—5 человек. На спине у каждого прикрепляется табличка с каким-либо числом (все числа разные, например 2, 4, 5, 7, . Играющие не знают этих чисел, им известна лишь их общая сумма. Задача состоит в том, чтобы, подсмотрев числа, прикрепленные к спинам товарищей, подсчитать сумму и определить свое (недостающее до общей суммы) число. Сделать это нелегко, так как каждый играющий старается по возможности скрыть свою цифру, стремится побыстрее узнать сумму чисел, прикрепленных к спинам соседей.
Это всего несколько занимательных вопросов из разных наук, а остальные, возможно еще более интересные, сложные и запутанные по разным школьным предметам могут подсказать сами учителя вашей школы.

В одном из классов может разместиться звучащая фонотека классической музыки. На дверях плакат: “Эта музыка поможет тебе повысить свой интеллект. Слушая классическую музыку, люди мыслят быстрее и тщательнее. Это доказали ученые”. Тогда в этот класс заглянут не только рыцари музыки, но и многие другие. И наряду с занимательными вопросами здесь можно будет послушать приготовленные заранее музыкальные произведения. Часть музыкальных произведений хорошо просто послушать, а часть использовать для игры.
Ведущий называет несколько музыкальных жанров и направлений (опера, оперетта, симфония, сюита, песня, романс, джаз, диско, рэгги), а потом включает магнитофон и предлагает слушателям называть, что сейчас звучит. Победителю, определившему наибольшее количество жанров, вручается какая-нибудь музыкальная премия (кассета, пластинка, книга о музыке).
Теперь можно поговорить о композиторах: привести два-три интересных случая из жизни композиторов и посостязаться — кто больше назовет их имен. Так же можно состязаться в знании имен исполнителей. Назвавшего имя последнего, можно наградить.

Но и этот турнир должен быть не только серьезным, но и веселым.
Так, можно пригласить из зала несколько человек и попросить одного танцевать вальс, другого — танго, третьего — польку, четвертого — твист. Правда, танцевать надо сидя на стуле, используя все телодвижения, характерные для каждого танца.
Когда публика перестанет смеяться, можно будет попросить ребят назвать литературные произведения, посвященные музыке и музыкантам. (К. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”; В. Короленко “Слепой музыкант”; А. Пушки. “Моцарт и Сальери”; Жорж Санд “Консуэло”; Ромэн Роллам “Жан Кристоф”; братья Гримм “Бременские музыканты”; И. А. Крылов “Квартет” и др.).
Потом можно опять перейти к веселью: несколько слушателей по желанию будут изображать скрипача, пианиста, гитариста, барабанщика и “играть” на воображаемых инструментах. Во время “исполнения” какого-нибудь музыкального произведения (хорошо, если пантомима будет сопровождаться настоящей музыкой) с каждым из “музыкантов” случается что-нибудь непредвиденное: на лицо одного села муха, на голову другого упал плафон с потолка, у третьего началась икота, у четвертого разболелся живот. Но прерывать выступление нельзя, можно только мимикой и малозаметными телодвижениями пытаться устранить эти “помехи”.
И в заключение можно провести шуточный конкурс певцов: главное в нем — не петь идеально, а постараться допеть свою песню до конца, потому что начинает песню один, следующий после него поет другую песню, третий — третью, четвертый — четвертую. И так же желательно, чтобы пели все присутствующие. Кто собьется — выбывает, выигрывает сумевший допеть свою песню до конца.
Категория: Сценарий 1 сентября | Просмотров: 651 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка обязательна.