12:29 Сценарий к Пасхе 2017 | |
Мы живем в сложное время, значение нравственного воспитания сейчас, как никогда, очень актуально. Особенно отрадно заметить, что понятие нравственность соединено с понятием духовность. И мы рассматриваем духовно- нравственное воспитание как основу духовного возрождения нашего Отечества. Воспитание детей на основе обращения к духовно- нравственному потенциалу нашей страны, носителем которого с давних времен по настоящее время является Православие - вот одна из целей нашей работы. Становление и развитие личности начинается с дошкольного возраста, и от того, что будет заложено в ребенке семьей и образовательным учреждением, во многом зависит, каким он станет, как проявит себя во взрослой жизни. Введение в практику ДОУ занятий кружка духовно – нравственного направления помогают решать задачи нравственного воспитания подрастающего поколения. Одной из основных задач курса является знакомство с культурными традициями русского народа через Православную культуру. Здесь нужно показать детям и родителям, что в нашей многонациональной стране, являясь культурологическим курсом, который не затрагивает вопросы вероисповедания, работа кружка помогает решать ряд воспитательных задач. Это в первую очередь воспитание общечеловеческих ценностей: любви к семье, Родине, уважения к людям, бережного отношения к природе и личностных качеств: доброты, терпимости, правдивости, сострадания и сопереживания. Нельзя жить в России, не зная и не изучая ее историю и культуру. И нужно помнить, что культурные традиции, мировоззрение, этические нормы, эстетические идеалы, образ жизни, характер русского народа формировались под влиянием и на основе христианской православной веры. Работа строится по двум направлениям. Это работа по ознакомлению детей с Основами православной культуры, с Библией, со святыми, почитаемыми нашей православной церковью, святынями Русской земли и мировой христианской культуры, с культовыми учреждениями. Второе направление- это ознакомление с культурой, с традициями и обычаями нашей Родины. И здесь, нам приходится учиться отличать христианские, православные традиции от язычества и стараться донести это до наших детей. Так многие педагоги внесли определенные коррективы и изменения в организацию проведения праздника «Масленица», так любимого всей нашей детворой. Более критично стали относиться к выбору игр, используемых на массовых гуляньях, посвященных Рождеству (колядки); при организации праздников с использованием материалов УНТ, народных промыслов (различные ярмарки, выставки детского творчества). Даже многие сказки стали рассматриваться с точки зрения православной культуры: отношения к младшим и старшим, к больным, к бедным, к труду. Мы всегда призывали педагогов «учить детей любить Родину, уважать людей, беречь природу», «воспитывать патриотизм, гуманность», но для того, чтобы эти слова не остались для детей красивыми лозунгами, а чтобы это стало частью самого человека, необходимо, чтобы эти понятия вошли не только в ум и сердце ребенка, но и затронули его душу. И это тоже ода из целей нашей работы. Важным условием успешности работы является участие в ней родителей наших воспитанников, их поддержка и помощь. Ведь роль семьи в становление личности ребенка является основополагающей. Родительский дом для любого человека- это отправная точка жизненного пути. Здесь он учиться ходить, говорить, думать, чувствовать. И наша задача вместе с семьей прививать детям стремление к добру и верности, самоотверженности и бескорыстию, милосердию и состраданию. Большую помощь в реализации задач нравственного воспитания педагогам оказывают служители Храма Казанской иконы Божьей Матери. Это и консультации по отдельным вопросам преподавания курса, помощь в подборе и приобретении художественной литературы, наглядно- демонстративных, аудио- и видеоматериалов, организация экскурсий. История России, ее духовность, вера- это то, что помогало выжить нашему народу в годины испытаний и бед, что способствовало ее процветанию в мирные годы и что, надеюсь, поможет найти правильный путь в жизни нам и нашим детям. На занятиях кружка по духовно- нравственному воспитанию, который в нашем ДОУ работает второй год, педагоги стремятся решать эти задачи в тесном контакте с Управлением образования, с педагогами других образовательных учреждений, семьями воспитанников и при поддержке представителей Русской Православной Церкви города. Говорить о каких-либо достижениях еще рано, но хочется отметить, что дети с удовольствием посещают эти занятия, задают много вопросов, порой совсем не детских, ищут на них ответы и делают «открытия» как в окружающем мире, так и в познании и понимании себя. Основополагающими в работе кружка стали потребность родителей и желание детей изучать данный курс, выбор программы и подбор преподавателя. Особые требования к руководителю кружка хорошо отражены в методическом пособии для учителя протоирея Виктора Дорофеева и О.Л. Янушкявичене: «Духовно- нравственное воспитание – это не передача интеллектуальных знаний, но возжигание души ребенка, а это происходит только от сердца к сердцу, как свеча от свечи…Преподаватель должен знать изнутри то, о чем он говорит, быть свидетелем истин христианских и учить детей не только словами, но и поступками, образом жизни, отношением к окружающим…». Конечно же, эти слова хочется отнести не только к педагогам, работающим по программе «Основы православной культуры», но ко всем, кто соприкасается с ребенком, кто заботится о его воспитании и развитии. Для детей дошкольного возраста знакомство с историческим прошлым нашей страны легче начинать со знакомства с Александром Невским, Дмитрием Донским, адмиралом Ушаковым не только как с заступниками и защитниками Земли Русской, но и как с благочестивыми, благоверными людьми, причисленными к лику святых. Интересны и познавательны для детей занятия, связанные с именами князя Владимира, Сергия Радонежского, Серафима Саровского. День славянской письменности и культуры неразрывно связан с именами Кирилла и Мефодия- просветителей, основоположников русской азбуки. И, разве можно говорить об истории, развитии и становлении Российского государства, не говоря о роли этих великих людей в судьбе нашего Отечества. Патриотическое воспитание на основе изучения героического прошлого страны, неразрывно с формированием личностных качеств ребенка. Помогая ребенку постичь смысл добра и зла, сострадания и жестокости, правды и лжи, педагоги опираются на художественные произведения А.С.Пушкина, Ф.И. Тютчева, К.С.Ушинского, Б.А. Гонаго и многих других поэтов и писателей. Каждая строка небольшого стихотворения А.С. Пушкина «Птичка» раскрывает перед ребенком целый мир чувств и поступков лирического героя. В произведениях К.Д.Ушинского раскрываются как отношение к природе, к животным, так и отношения детей между собой и с взрослыми. Ребенок дошкольного возраста открывает для себя большой, интересный, но сложный мир человеческих чувств, взаимоотношений и поступков. И здесь на помощь ему приходят сказки. С маминой колыбельной, с первой сказки о репке или курочке Рябе входят в жизнь ребенка понятия о ласке, добре, взаимопомощи. Используя на занятиях с малышами авторские, а в первую очередь народные сказки, мы помогаем ребенку приобрести необходимый жизненный опыт. Оценка детьми поступков сказочных героев (почти всегда) бывает правильна. Ведь дети интуитивно различают добро и зло, смелость и трусость, бескорыстие и жадность. Важно, чтобы, спроецировав на себя ту или иную сказочную ситуацию, ребенок видел справедливость не только по отношению к себе, но и к окружающим. «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Царевна-лягушка», «Сивка – Бурка», «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» - учат детей различать добродетель и порок, отличать благочестивые поступки от зла и жестокости. Былины о русских богатырях помогают воспитывать патриотизм, героизм, смелость. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович- это образ единения людей разных сословий, вставших на защиту своего Отечества. Формы реализации сказочного материала на занятиях очень разнообразны – это и чтение, и рассказывание, рассматривание иллюстраций и репродукций, показ кукольного спектакля, инсценирование сказок детьми и т.д. Для детей дошкольного возраста важно не только понять и правильно оценить поступок героя, но и дать возможность исправить зло, а герою осознать и раскаяться в своем поведении. Поэтому на занятиях используются приемы видоизменения сюжета, концовки сказки, присутствует личностная оценка деятельности героев и выражение своего отношения к нему, постановка себя на место героя с последующим анализом предложенных ребенком вариантов развития сказочного действия. Элемент сказки, инсценировка присутствуют и в праздничных мероприятиях, посвященных Рождеству, Пасхе, Дню славянской письменности. При организации занятий учитываются следующие задачи и принципы организации работы: Цели и задачи духовно- нравственного воспитания 1. Приобщение дошкольников к нравственным и духовным ценностям православной культуры. 2. Сохранение духовно- нравственного здоровья детей. 3. Ознакомление с историко-культурологическим наследием России. 4. Ориентирование родителей воспитанников на духовно- нравственное воспитание и развитие детей Принципы духовно- нравственного воспитания: 1. Культурологический принцип 2. Принцип духовности 3. Принцип отбора содержания образования 4. Принцип последовательности изложения материала 5. Принцип личностно- ориентированного подхода 6. Принцип доступности 7. Развивающий характер обучения 8. Принцип организации занятий В нашем ДОУ из 22 воспитанников подготовительной группы 20 детей посещают кружок. Это дети разных национальностей и вероисповеданий. Но есть и родители, которые считают, что начинать ознакомление с основами православной культуры в возрасте 6-7 лет еще рано. И это их право. Но возникает вопрос почему? Почему говорить о Добре, Любви, Вере, о Вечности в этом возрасте рано? Ведь именно в этом возрасте дети уже могут столкнуться с ложью, лицемерием, двуличием, жестокостью, культом денег и силы. Они, наши малыши, беззащитны перед реальной действительностью. Не хочется, чтобы наши дети походили на инкубаторских цыплят, которые пойдут за тем, что первое увидят в соей жизни, пусть то будет мячик, животное или ноги человека. Нам хочется дать им право выбора: или играть в монстров, восхищаться сильными, но жестокими и не умеющими прощать героями фильмов, или учиться творить добро, уважать людей, соблюдать заповеди. В процессе работы кружка, кроме еженедельных занятий, в течение года проводятся два открытых мероприятия. Это праздничные мероприятия, посвященные Иисусу Христу- Рождество и Пасха. На праздниках дети поют песни, танцуют, читают стихи и показывают спектакль. Обязательно приглашаем гостей: родителей, сотрудников ДОУ, представителей православной церкви – служителей городского Храма. Дети своими руками делают подарки гостям: праздничные открытки, рисунки, поделки: вырезают силуэты ангелов, расписывают пасхальные яйца (деревянные заготовки или сделанные в технике папье –маше). Особое внимание уделяется мини – спектаклю. В изготовлении костюмов, атрибутов, декораций принимают участие педагоги и родители. А при подбое литературного материала стараемся учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Можно увеличить или уменьшить количество персонажей, заменяем отдельные слова или выражения. Делаем их более адаптированными для дошкольного возраста. Далее, как пример, приводится сценарий Пасхального праздника, проведенного с детьми подготовительной группы в 2010 году. (курсивом обозначены места в сценарии, где были внесены изменения или корректировка) «Светлое Христово Воскресенье» Цели и задачи: -Продолжать расширять представление детей о православных праздниках; -Знакомить с народными традициями и обычаями праздника «Пасха»; -Развивать творческие способности детей; -Работать над выразительностью речи детей. Предварительная работа: -Проведение русских народных игр; -Знакомство с традициями православия на занятиях кружка «Родничок»; -Рассматривание иллюстраций по теме; -Изготовление подарков для гостей. Сценарий: (в празднике могут быть задействованы один или два ведущих) Опять пришла к нам желанная и долгожданная весна. Вся природа, весь мир пробуждается ото сна. Солнышко растопило снега, зажурчали ручейки, поля и луга стали покрываться свежей травкой, скоро на проталинах появятся первые цветы, зазеленеют деревья, и птицы, вернувшиеся в родные края, кто с шумом, кто с песнями начнут строить гнезда. Вся природа славит жизнь. Ребенок: Проснитесь, горы, долы, реки, Хвалите Господа с небес! Побеждена им смерть навеки, Проснись и ты, зеленый лес! Подснежник, ландыш серебристый, Фиалка, зацветите вновь, И воссылайте гимн душистый Тому, чья заповедь – любовь! У нас в России –весна –особое время года. Весной мы празднуем великий церковный праздник – Светлое Христово Воскресение, Пасху Господню. Но прежде мы отмечаем еще один праздник, ровно за неделю до Пасхи мы отмечаем Вербное Воскресение, в память о том, как Иисус Христос со своими учениками вошел в город Иерусалим. Его торжественно встречали с пальмовыми ветвями. У нас пальмы не растут, и поэтому мы приходим в храм с веточками вербы. Ребенок: Верба, верба, наша пальма- Ты на вид совсем проста! Но с тобою мы встречаем К нам грядущего Христа. Потому и отдаем мы Каждый год, весною, вновь Белой вербе нашу нежность, Нашу ласку и любовь. Танец с вербою. /исполняют девочки/ Через неделю после Вербного Воскресения приходит к нам самый светлый и радостный праздник – праздник Пасхи. В этом празднике сочетается и боль, и великая радость. Нам больно и горько, что злые люди обрекли Иисуса Христа на смерть, распяли его на кресте. Но и радостно, и светло на душе, ведь Иисус Христос воскрес, он победил смерть и даровал нам новую жизнь, которая никогда не кончается. Ребенок: Проснулась я и слышу: Весна стучит в окно. Капель несется с крыши, Везде светлым - светло. И кажется – не птицы, А Ангелы летят. О том, что нынче праздник, Они нам возвестят. Ребенок: Солнце по небу гуляет, Землю лучами ласкает. Скоро трава прорастет. Это весна настает. Птицы опять прилетают. Песни свои распевают, Белый подснежник цветет, Это весна настает. Песня «Песенка о весне», музыка Г. Фрида Пасха – это праздник победы жизни и любви над злом. Это праздник обновления. По - особому звонят колокола в эти праздничные дни. Ребята, а вы знаете, что на пасхальной неделе каждый может придти в храм и попросить разрешения позвонить в колокола. И ему обязательно разрешат это сделать. Стихотворение «Колокола» Хорошо на колокольне Позвонить в колокола, Чтобы праздник был раздольней, Чтоб душа запеть могла. Будто ангельское пенье, Этот дивный перезвон Светлым гимном воскресенья Зазвучал со всех сторон. В. Шамонин. «Пасхальные звоны колоколов» - слушание /грамзапись/ Еще есть традиция у православных христиан освещать на Пасху куличи и специально приготовленный творог, который тоже называют Пасхой. А еще на Пасху красят яйца. Этот обычай очень древний. Когда то давно одна веровавшая в Бога женщина Мария – Магдалина пришла к императору (царю), чтобы рассказать ему об Иисусе Христе, о его жизни, смерти и чудесном воскрешении и протянула ему яйцо. Царь не поверил в воскрешение, и сказал, что скорее это яйцо станет красным, чем он поверит этому. И в тот же момент яйцо в руках Марии Магдалины стало красным. Крашенные яйца тоже освещаются в церкви на Пасху. Ими принято обмениваться, дарить друг другу Яйцо – символ возрождения, воскрешения. Ребенок: Дорого яичко ко Христову дню Но не знал я долго, как и почему. Только, слава Богу, Он мне сам открыл, Чтоб яичко красное я ценил. И теперь обычай добрый я храню, Красное яичко в светлый день дарю. На Пасху принято дарить яички не только близким людям, знакомым, друзьям, гостям, но и тем, кто пришел к тебе похристосоваться, поздравить тебя с праздником. При этом принято говорить: «Христос Воскресе», а отвечать надо: «Воистину Воскресе». Уважаемые гости, наши дети приготовили вам подарки. Эти открытки – яички дети сделали и украсили сами. /дети дарят подарки/ Дети в пасхальную неделю устраивали различные игры. Можно поиграть и с крашеными яичками. 1.Есть игра «Битки», играющие ударяют одним яйцом по другому. Ели яйцо разбилось, треснуло, то игрок проиграл, если яйцо осталось цело – выиграл. 2. «Катание яичек с горки» - чье дальше укатится – тот и победитель. 3. А мы поиграем в игру «Чье яйцо дольше прокрутится». Победит тот, кто сумет лучше раскрутить яйцо. 4. Еще мы поиграем и в другую игру: «Целое из частей». (на фланелеграфе из 5- 6 частей нужно сложить яйцо) Наши ребята приготовили еще один подарок, давайте побываем в сказке. Инсценировка сказки «Новая сказка о Красной Шапочке и ее верных друзьях» (Текст сказки взят из книги Низовой Г.Ю. «Наши праздники», с учетом возраста детей и численности участников в сценарий внесены небольшие изменения и введены новые персонажи) Участники постановки: Ведущая (или ведущие) Красная шапочка Волк Птенчик Цветки – 3 девочки Котенок Бабушка Охотники – 2 мальчика (введены в спектакль дополнительно) Мама Зайчата – 2 ребенка Скворцы – 2 ребенка Ведущий: В день праздничный Пасхи Христовой Для взрослых всех и для ребят Про Красную Шапочку сказку Расскажем на новый мы лад. Отсюда урок извлеките, Познайте премудрости знак – Христос – наш Единый Учитель, Мы с Ним начинаем. Итак… (Мама поет с Красной Шапочкой пасхальную песенку и укладывает в корзиночку яйца, кулич, пасху) Мама: А теперь, доченька, возьми эту корзиночку И отнеси Бабушке. Поздравь ее с праздником. Красная Шапочка: Что за денек сегодня! Благодать! И ни единой тучки не видать. На сердце радость. Солнышко играет, И даже ветерок мне помогает Быстрей шагать, чтоб с Бабушкой моей Нам разговляться начинать скорей. В корзинке вот - яиц пасхальных шесть, Кулич и сыр, конечно, тоже есть. Все мама приготовила, сложила, И отнести меня благословила. Я с радостью!– Так Бабушку люблю, Скорее отнесу и подарю. Волк: А вот и я! Как голоден и зол! И маковой росинки не нашел. Уж с вечера живот мне подвело. Поднялся я, – еще не рассвело, И не пойму, чему природа рада? Скорей набить желудок- вот что надо! А вот и Красна Шапочка идет: Ну что же, и она не пропадет, Девчонкой я на месте закушу, А шапку я в морозы поношу. Да там еще корзинка! Что же в ней? Желательно, чтоб было повкусней! Ведущий: Крадется волк стыдливо меж кустов, Ведь совесть мучит даже и волков; Она тихонько шепчет: «Ай-ай-ай, Просить – проси, но все ж, не отбирай Корзиночку у Шапочки-малышки, Ты все же Волк, а не шакал бесстыжий!» Да! С совестью рядиться не с руки. А как же быть? С утра бурчат кишки… Решился Волк смиренно попросить. Волк: Ты не могла меня бы угостить? Я голоден, ну просто дикий зверь! Я зла тебе не сделаю, поверь! Красная Шапочка: Конечно, милый! В школе нас учили: Кто делится, на том Господня сила. Насытится просящий. А давать Полезней для души, чем принимать. Ведущий: И вот уже в корзине - половинка, И половина той лесной тропинки, Что стелется до Бабушки. И вот Со внучкой вместе Серый Волк идет. Красная Шапочка: Смотри, смотри, смотри скорей сюда! Ты кто? Ты Птенчик? Выпал из гнезда? Ты хочешь кушать, открываешь рот? Тебя накормим: вот, что есть, и вот. Покушай, милый, да смотри не хнычь – Ведь кушаешь Пасхальный ты кулич. Он освятился силою с небес, Везде денесь Пасха- будь то дом иль лес! Птенец: Да я не плачу, высохла слеза, И радостью наполнились глаза, Возьмите в добрый час с собой меня, Прославить вместе с вами радость дня. Волк: А я тебе немножко помогу, Хоть и боятся все меня в лесу, Но в день такой обидеть – страшный грех, Да и отныне я - слуга для всех. Ведущий: Корзиночка пустеет, легче стала, Осталось в ней съестного очень мало. Зато прибавилось так много доброты, Что распустились первые цветы. 1 Цветок: Мы видели: зайчата голодны; /подбегают Зайчики, Красная Шапочка угощает их, они благодарят и отходят в сторону) 2 Цветок: Еще Скворцы летели в эти дни Из дальних стран. Они устали очень, И голод их, наверно, тоже точит. /подлетают Скворцы, Красная Шапочка угощает их, они благодарят и отходят в сторону) 3 Цветок: Еще Котенок, вот он, заблудился, И на дорожке этой появился. Котенок: Как плохо без друзей быть – одному, Не нужен был я утром никому. Теперь с друзьями сытно и не страшно Я не один, а это очень важно! Красная Шапочка: Как жалко, что корзиночка мала! Я если б знала, больше б взять могла, Чтоб накормить голодных и уставших Остатками хоть корочек вчерашних… Ну что поделаешь? Пусть примут, сколько есть, Зато друзей теперь - не перечесть! Ведущий: Вот показался Бабушкин порог. Пуста корзиночка. Хотя б один пирог! Хоты бы крошечка от кулича святого, Остались здесь всего два вечных слова, Зато святые дивные слова, И Пасха в них Господняя жива. Их скажем мы не раз с друзьями вместе. Над миром весть летит: Христос Воскресе! Бабушка: Хоть разговляться нам теперь и нечем, Но со Христом тем радостнее встреча, Что стало больше близких и родных, Мы как Христа, с любовью примем их. Ведущий: Без утешения Господь не оставляет, Тех, кто с любовью ближних принимает. И, зная у святой любви порядки, Охотники пришли на праздник Пасхи (входят охотники с большой корзиной) 1 Охотник А вот и мы пришли вас навестить, С друзьями радость Пасхи разделить. 2 Охотник: Гостинцев принесли мы, собирайтесь! В честь праздника Христова – разговляйтесь! 1 Охотник: Сегодня все мы как одна семья. И все лесные звери нам – друзья! 2 Охотник: Будем жить и дружить, Чтоб Господу и ближним послужить Ведущий: В Пасхи день священный, Будем петь для ближних, И стихами славить Будем Бога в вышних. Гимн несется звонок, Праздничен и весел. Знают все с пеленок, Что Христос Воскресе! Слово гостям, представителям православной церкви. 1 ребенок: Распушила ветки верба, Песни ласточек слышны, Праздник света, праздник веры Есть у ласковой весны. 2 ребенок: Колокольным перезвоном Славят люди праздник тот, С добрым словом и поклоном Обнимается народ. 3 ребенок: «Жив Христос! Христос Воскресе!»- Носит теплый ветерок. Праздник Пасхи так чудесен, Сердцу каждому урок. Песня: «Пасхальная» (Из сборника «Православные праздники для детей», Издание Свято- Успенского Псково – Печерского монастыря, 2006г) Взрослые: «Христос Воскрсе!» Дети: «Воистину Воскресе!» (Далее можно организовать для детей праздничное чаепитие) Для современного мира необходимо и важно иметь нравственные ориентиры, возрождать духовность, прививать любовь к Родине, к людям. Наши воспитанники –дошколята только входят в жизнь, в большой мир. Хочется, чтобы их путь начинался от «чистого истока», родниками которого станет духовно- нравственная культура нашей Родины- России. Поэтому работа по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста является одним из основных направлений деятельности нашего детского сада. А организация занятий кружка по духовно – нравственному воспитанию «Родничок»- наиболее подходящей формой реализации этого направления. |
|
|
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка обязательна.